Устройство автомобильных дорог и аэродромов

Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами

Дорожная одежда, составляющая до 60% стоимости дороги, а в отдельных случаях искусственные сооружения и другие элементы дороги могут сооружаться стадийно с учетом интенсивности движения на более близкие сроки.

В зависимости от нар.-хоз. значения и интенсивности движения автомобильные дороги подразделяются в отношении норм проектирования и сооружения на 5 технических категорий. Дороги 1-й категории имеют наиболее высокие транспортно-эксплуатац. показатели и проектируются на перспективную (среднегодовую суточную) интенсивность движения в обоих направлениях более 6000 автомобилей. К ним относятся, как правило, А. д. общесоюзного значения, в т. ч. автомагистрали, связывающие крупные экономические районы страны. А. д. 2-й категории также имеют общесоюзное значение, но проектируются на меньшую перспективную интенсивность движения— от 3000 до 6000 автомобилей. А. д. 3-й категории — республиканского и областного значения (при перспективной интенсивности движения 1000–3000 автомобилей). Автомобильные дороги 4-й и 5-й категорий — местного значения; они соединяют районные центры и населенные пункты между собой и с дорогами более высоких категорий. Для 4-й категории перспективная интенсивность движения 200–1000 автомобилей, 5-й категории- до 200 автомобилей. Магистральные А. д. 1–2-й категорий проектируются, как правило, в обход городов и пром. центров с устройством к ним подъездов; дороги 3-й, 4-й и 5-й категорий, рассчитанные на обслуживание местного движения,— с проходом через населенные пункты.

В понятие автомобильной дороги входит комплекс след. элементов, сооружений и устройств: земляное полотно, дорожная одежда, устройства пересечений, съезды, благоустройство ширина полос движения, их количество устанавливаются с учетом расчетной скорости движения. Поперечные профили дорог принимаются по типовым чертежам.

Назначение размеров разл. элементов и устройств дорог, а также расчет прочности дорожной одежды производятся из условия обеспечения пропуска автомобилей и автопоездов вне зависимости от сезона и погодных условий в соответствии с весовыми параметрами и габаритами по ГОСТ. Для дорог 1-й и 2-й категорий давление от наиболее нагруженной оси автомобиля допускается 10 т, а полный вес 3-осного автомобиля — 25 т. Наибольший поперечный габарит автомобилей и автопоездов принимается шир. 2,5 м и выс. 3,8 м, полная длина автопоезда с прицепами — 24 м. Осн. нормативы при проектировании дорог в плане и продольном профиле в зависимости от расчетной скорости движения. Во всех случаях, где по местным условиям имеется возможность, продольные уклоны должны приниматься не более 0,030, радиусы горизонтальных кривых — не менее 3 тыс. м, радиусы вертикальных выпуклых кривых — не менее 60 тыс. м, вогнутых — не менее 8 тыс. м, видимость поверхности дорог на расстоянии не менее 350–400 м, а в наиболее благоприятных условиях — не менее 700–800 м. Для обеспечения безопасности и установленной расчетной скорости движения пересечения А. д. 1-й категории с др. Автодороги всех категорий, а также дорог 2-й категории с дорогами 2-й и 3-й категорий предусматриваются в разных уровнях.

Семилетним планом развития народного хозяйства СССР на 1959–65 намечено значительное увеличение темпов дорожного стр-ва. Автомобильных дорог с твердыми покрытиями будет построено в три раза больше, чем за предшествующий семилетний период. Протяженность таких дорог в СССР в конце 1962 составила 311,0 тыс. км.
Большое внимание уделяется комплексной механизации и индустриализации дорожного строительства. Отд. элементы и детали дорог и искусств, сооружений изготовляются на спец. оборудованных заводах и полигонах. Дорожно-строительные организации оснащены разнообразными высокопроизводительными машинами. Уровень механизации стр-ва магистральных А. д. общесоюзного значения достиг на земляных работах 98%, приготовлении и укладке асфальтобетонных и цементно-бетонных смесей — 100%, погрузке каменных материалов — 85%. На земляных работах широко применяются бульдозеры, скреперы емкостью 2,25–15 м\ экскаваторы с ковшами емкостью 0,25–2 ж3, грейдеры-элеваторы производительностью до 3 тыс. м3 в смену, средние и тяжелые автогрейдеры, катки для уплотнения грунта весом до 60 т, Асфальто- и цементно-бетонные смеси приготовляются в механич. установках производительностью от 5 до 60 га/ч, многие из них переведены на автоматич. или полуавтоматич. управление. Полностью механизировано устройство дорожных покрытий. Производительность асфальтоукладчиков — до 100 га смеси в час. Комплект машин для цементно-бетонного покрытия обеспечивает получение 200–300 м покрытия в смену при ширине проезжей части 7 м. В проектах организации работ предусматривается, как правило, поточный метод дорожного стр-ва, к-рый в наиб, степени отвечает требованиям и условиям комплексно-механизированного произ-ва дорожно-строит. работ. При этом методе осн. специализир. единицей в ДСР или МДС является т. н. прорабский участок. Специализир. районы, входящие в состав строит, управления, или специализир. участки (отряды), входящие в состав ДСР или МДС, передвигаясь последовательно по трассе дороги, выполняют определенные виды работ в соответствии со своей специализацией.

http://www. bibliotekar. ru/